|
Единственная регулировка современных ковровских генераторов - опережения зажигания -
производится как и на старых моделях - поворотом их корпуса. Если мотор работает "жестко",
рычаг стартера отдает в ногу при заводке, значит, зажигание слишком раннее. Поворот статора
по часовой стрелке (предварительно ослабив три винта) устранит нежелательный эффект. Вялая
работа мотора, возникающий в нем перегрев свидетельствуют о том, что зажигание позднее.
Абсолютно точно выставить угол опережения зажигания можно с помощью автомобильного
стробоскопа. Единственное возникающее при этом неудобство в том, что питать его придется от
внешнего источника постоянного тока. При достижении оптимального режима опережения
зажигания в окошке корпуса статора появляется ребро ротора с круговой меткой. У "Пилота"
- должны совпасть риски на роторе и статоре.
"Апгрейд" по-ковровски.
За что наш народ любит "совковый" мотопром, так это за ломовую взаимозаменяемость деталей
разных его изделий. Так, новые "бесконтактники" можно со спокойной душой устанавливать на
предыдущие модели ковровской мототехники - посадочные размеры и габариты позволяют это
делать. Условие - электроцепь необходимо доработать: подключить КЭТ или БКС. Повышенная
энергия искры потребует и другую бобину - Б300Б, взаимозаменяемую по посадочным местам
с применявшейся прежде Б300. (К слову, внешне старая и новая бобины ничем не отличаются.
Однако многочисленные попытки не менять старый узел рано или поздно заканчивались тем,
что перегорали обмотки!) Любителям "апгрейда", то есть повышения работоспособности элек-
тросистем, можно посоветовать установить бобину, произведенную в г. Сарапуле, от "Ижа"
(обозначение: 7.109 - 37.05.010). Ее применение примерно на 15% повышает длительность им-
пульса искры и на 60% - ее энергию. В итоге - заметно облегчается запуск мотора. К слову,
обратная процедура - установка ковровской бобины на "Иж" с контактной системой зажигания
ничего хорошего не дает. Бобина перегревается и очень скоро "кончается".
Переход от КЭТов к БКС (с появлением нового генератора 43.3701 на "Восходе-ЗМ") ознамено-
вал наступление эры 12-вольтового электрооборудования. Свет фар стал не только ярче, но
и стабильнее. Поддерживает постоянное напряжение стабилизатор, встроенный в БКС. Однако
владельцы новых 12-вольтовых генераторов могут при необходимости подключить для работы
блок КЭТ-1А. Его подсоединяют к клеммам проводки согласно буквенным обозначениям (см.
схему). А вот световые приборы в этом случае работать не "захотят". Чтобы "захотели", следует
установить штатный БКС. Владельцам старых мотоциклов повезло больше: вместо КЭТа они
безбоязненно могут поставить БКС. Цепь зажигания у них, как и прежде, будет 6-вольтовая
(поскольку генератор не менялся), в которой стабильность напряжения поддерживается (к слову,
достаточно посредственно) специальным дросселем ДР100, размещенным в инструментальном
ящике.
Ищите и применяйте.
Хотя современная система зажигания ковровских мотоциклов достаточно надежна, и она может
дать сбой. Прежде чем углубляться в элементы системы, проверьте "на пробой" искру без свеч-
ного колпачка - установите зазор в 6-7 мм между высоковольтным проводом и "массой" головки
цилиндра. Если искры нет, начинайте вести ее поиски более методично. Вероятно, вы неплотно
соединили штекерные разъемы. Плохой контакт основания корпуса БКС с "массой" никакого
влияния на работу системы не оказывает - "масса" выводится отдельным проводом. А вот у
старых КЭТов "масса" выводилась на корпус, и его контакт с рамой необходим.
Сам генератор, как "совиный", так и "пилотовский" выходит из строя крайне редко. Для провер-
ки его работоспособности необходим тестер с функцией омметра. Так, сопротивление зарядных
обмоток (провод красный и корпус, или клеммы "3" и "М") должно быть в пределах 400 Ом;
сопротивление обмоток датчика (провод черный и розовый, или клеммы "Д" и "М") - 40 Ом.
Сопротивление обмотки цепи освещения (провод фиолетовый и корпус) должно быть 0,4 Ом.
Все замеры сопротивления производятся на гнездах отключенной от БКС штекерной колодки
жгута генератора. Старые генераторы с КЭТами проверяются аналогично. Вместо сопротивле-
ния можно измерять величину напряжения переменного тока. На зарядных обмотках при прово-
рачивании коленвала киком оно составляет примерно 50 В, на обмотках датчика - около 2 В.
Конкретная величина напряжения зависит от того, насколько резко вы нажали на рычаг
кик- стартера.
Роторы ковровских мотоциклов - деталь вечная. А вот с "пилотовскими" ранних годов выпуска
могут возникнуть заморочки. Дело в том, что их магниты приклеивались к ротору эпоксидной
композицией, и со временем магниты под действием центробежных сил часто выламывались из
корпуса. Роторы современных "Пилотов" этих недостатков лишены.
Бобину (трансформатор высоковольтный 2102.3705, 1480026900001) также проверяют с помо-
щью омметра при отключенных проводах. Сопротивление первичной цепи должно быть в
пределах 0,4 Ом, вторичной - 6,7 КОм.
Но даже если сопротивления обмоток в норме, а при нажатии на кикстартер проскакивает
искра, всё равно узел может быть неисправен. Бывает, что мотоцикл заводится, но при увеличе-
нии оборотов начинаются перебои и мотор глохнет. Это следствие нарушения контакта внутри
корпуса. Поэтому единственным надежным способом диагностики следует считать замену на
заведомо исправную деталь. В идеале следует возить с собой "джентльменский набор" - высоко-
вольтный провод с колпачком, бобину и БКС. Последовательным подключением этих узлов
можно быстро выявить неисправность.
К сожалению, ни бобина, ни коммутатор не поддаются ремонту, поскольку в них неразборные корпуса.
Примите совет: удостоверившись в неисправности детали, сразу ее выбрасывайте.
Однообразное разнообразие.
Описанными выше системами зажигания комплектовались не только мотоциклы Ковровского
завода имени В.А. Дегтярева. Генераторы Г427 и КЭТ1 использовали минские мотостроители.
На современной модели "Минска" ( "ММВЗ 3.11311" ) установлен оригинальный генератор
маховичного типа, однако БКС полностью идентичен ковровскому. Место его изготовления -
республика Беларусь, завод БАТЭ. В России же электронные блоки делают сразу в двух местах: в
Херсоне и самом Коврове. Различаются эти БКС только фирменным клеймом, по соединитель-
ным разъемам они полностью идентичны. Впрочем, различия все же есть. Но о них мы расска-
жем в другой раз.
|