Московский мотоциклетный завод «Искра» (ММЗ «Искра») 1941-1951
После решения Государственного Комитета Обороны о начале выпуска в СССР копии немецкого «BMW R71» и получения из Германии документации на этот мотоцикл, на базе Московского велозавода был создан Московский мотоциклетный завод «Искра», а при нём – центральное конструкторское бюро по тяжёлым мотоциклам во главе с Н.П.Сердюковым. В марте 1941 года, из ворот завода вышли два опытных образца «М-72» и, после успешного прохождения госприёмки, мотоциклу был дан зелёный свет на массовое производство.
Каждый М-72 являлся боевой машиной, носителем стрелкового оружия. Поэтому по классификации ГАБТУ РККА он классифицировался как бронетехника. Но выпуск М-72 на ММЗ, продолжался до октября 1941 года, когда завод был эвакуирован в Ирбит.
С 1955 года мотоциклы М-72 начали продавать населению. От военного, гражданскую версию, она называлась М-72М (модернизированный), отличали: улучшенный двигатель, усиленные колёса и рама, торсионная подвеска колеса коляски, новая цветовая гамма и надпись «Ирбит» на баке. Однако все эти гражданские мотоциклы состояли на военном учете и в военное время подлежали реквизиции. В условиях специализированной мастерской такой мотоцикл можно было переоборудовать в военный за пару часов!
|