Несмотря на то, что российский рынок снегоходной техники уже давно и, казалось бы, прочно освоен импортными машинами, отечественная продукция по-прежнему продолжает пользоваться спросом. На сегодняшний день, в России функционируют 2 предприятия, специализирующиеся на производстве снегоходов: в Уфе и Рыбинске. Последнее (ОАО «Русская механика») выпускает, пожалуй, самые известные отечественные снегоходы: «Буран» и «Тайга».
Именно о них – наш сегодняшний рассказ.
Святая простота «Бурана»
С «Бураном» знакомо не одно поколение советских и российских людей. По сути, это снегоход-долгожитель – со всеми его плюсами и минусами. К числу последних отнесем, прежде всего, внешний вид модели. В таком незамысловатом дизайне иностранные производители не выпускают снегоходы уже давно. Однако в России есть еще достаточное количество покупателей, которые не обращают сколь-нибудь пристальное внимание на внешний лоск машины. Для них главное, чтобы «Буран» работал: надежно, уверенно и долго.
Жизнь показывает, что всем этим критериям недорогой рыбинский «старожил» отвечает сполна. «640-я» модель «Бурана» до сих пор активно трудится в геологоразведке и различных экспедициях, а также в егерских хозяйствах. Его постоянными покупателями, как и прежде, являются охотники, понимающие толк в неприхотливой и кондовой технике.
Оригинальная конструкцию снегохода не позволяет веткам и сучьям деревьев затягиваться под гусеницы машины. К слову, компактному и относительно легкому (в сравнении с импортными моделями) снегоходу обе они обеспечивают большую площадь поверхности и, соответственно, меньшее давление на грунт. Это позволяет передвигаться на машине по лесу и маневрировать в труднодоступных местах. Облегченная конструкция позволяет сделать ее максимально мобильной – при необходимости взрослый человек может передвинуть «Буран» в одиночку.
Есть у старого, невзрачного с виду отечественного снегохода еще одно важное преимущество: его тупой «нос» надежно защищает седока от летящего спереди снега. Аэродинамические версии гусеничных машин этим похвастаться не могут. Зато обновленная модификация «Бурана», именуемая в народе «Эмка», более привлекательна и выполнена в длиннобазную 3-местную версию, которая особенно востребована в суровых условиях Крайнего Севера и Заполярья.
«Бураны» уже давно зарекомендовали себя как неприхотливые машины для работы при низких температурах. Они «заточены» под движение по лесу, глубокому снегу и труднопроходимым районам. В случае же крайней необходимости «Буран» аккуратно пересечет асфальтовое полотно дороги без всякого для себя вреда – подобных примеров предостаточно.
Рыбинский снегоход комплектуется 2-цилиндровым 2-тактным карбюраторным двигателем объемом 635 куб. см мощностью 34 л. с. Этого вполне достаточно для того, чтобы на максимальной скорости (60 км/ч) тянуть за собой 500-килограммовый прицеп. Объем топливного бака – 28 л; используемые марки бензина – АИ-76, -80.
Автоматическая трансмиссия (2-ступенчатая, тяговая, ходовая) вкупе с вариатором максимально упрощает управление снегоходом, делая его предельно удобным и комфортным. Высококачественные комплектующие американского производства, входящие в механизм вариатора, превращают эту систему, плюс ко всем остальным достоинствам, и удобной, в долговечную и надежную.
Канадские корни «Тайги»
Модель представляет собой лицензионный аналог утилитарного (использующегося для охоты и рыбалки) канадского снегохода Bombardier Scandic WT . Это более презентабельная, динамичная и спортивная машина, укомплектованная уже 2 лыжами. Всего насчитывается 11 комплектаций «Тайги», а в этом сезоне впервые будет предложена версия «Спорт», которую наверняка по достоинству оценят любители активного зимнего отдыха.
Самая доступная по цене версия оснащена 2-цилиндровым карбюраторным мотором объемом 497 «кубиков» мощностью 43 л. с. Машина поставляется как с электростартером, так и без него. «Тайга» имеет все необходимые атрибуты по аналогу импортных моделей – электроподогрев ручек, свет, пониженную передачу для буксировки грузов, реверс, фаркоп, небьющееся стекло.
За счет оптимального расстояния между лыжами (960 мм) снегоход имеет повышенную устойчивость и маневренность даже при поворотах на значительной скорости. Высокий уровень амортизации и «мягкий» ход «Тайги» обеспечивает телескопическая подвеска передних лыж и так называемая склизовая – гусеницы. Единственный «минус» модели – она идеально идет лишь по укатанному снегу. Попадание под лыжи веток и сучьев нежелательно: они сразу оказываются в районе гусениц (со всеми вытекающими отсюда последствиями).
В конструкции «Тайги» многие комплектующие – «импортного» происхождения. В частности, карбюраторы имеют японскую родословную ( Mikuni ), ремни вариатора и поршневая группа – чешские, система зажигания – итальянской фирмы « Ducati ».
Комплектация модели карбюратором Mikuni позволяет отрегулировать двигатель на необходимый режим работы и поддерживать данное состояние на протяжении всего времени его эксплуатации. Хорошая дозирующая система дает возможность запуска при очень низких температурах, что в наших климатических условиях весьма важно. Комплектация снегохода зажиганием марки Ducati обеспечивает надежную и безотказную работу на протяжении долгого времени и точность технических характеристик по напряжению при повышенной мощности.
В комплектации с 50-сильным двигателем «Тайга» способна разгоняться до 80 км/ч. Кто не знает, скажем, что на снегу это довольно приличная скорость. При этом машина ведет себя максимально устойчиво и маневренно. Ее, вне всяких сомнений, можно использовать для спортивной и динамичной езды на дальние расстояния.
Благодарим специалистов ООО «Мавира Трейдинг»
за помощь в создании материала