Необозримы просторы нашей страны, однако далеко
не везде они пронизаны развитой дорожной сетью. Во многих районах
Севера, Сибири и Дальнего Востока не обойтись поэтому без самоходных
машин и агрегатов, обладающих высокой проходимостью. Какую технику
предлагает для этих мест промышленность? В основном гусеничные или
колесные вездеходы на базе некоторых автомобильных и тракторных шасси.
Есть и специальные снегоходы и снегоболотоходы индивидуального
пользования. Первые чаще всего оснащаются лыжными (с воздушным винтом),
лыжно-колесными и лыжно-гусеничными ходовыми системами. Несколько
отличаются от них снегоболотоходы: они бывают колесными, гусеничными и
колесно-гусеничными.
Практически вся перечисленная техника имеет один общий серьезный
недостаток: она не отвечает требованиям экологии. Эксплуатируемые на
переувлажненных полях и лугах, в летней тундре и лесотундре, лесных
массивах, находящихся в зонах с большим количеством осадков, они
приводят к необратимым изменениям почвы или растительного покрова.
Особенно опасно это для участков, восстановление которых после
травмирующего прохода транспорта происходит естественным путем.
Вот почему в последнее время вездеходная техника оценивается по
комплексной системе показателей, включающей геометрические,
физико-механические и экологические характеристики. Первые говорят о
способности машины преодолевать неровности рельефа, вторые -
передвигаться по слабым, неустойчивым или нетвердым грунтам; наконец,
большое внимание уделяется механическим воздействиям ходовых систем на
землю. Все это вызвало к жизни появление промышленных вездеходов на
«щадящих» движителях, таких, как «сверхбаллоны», пневмокатки и
«сверхкатки». А в любительской практике получило распространение
конструирование индивидуального транспорта на пневмокамерах от колесных
машин. В них подкупали простота конструкции и хорошие эксплуатационные
качества. Кроме того, такая техника обретала дополнительное преимущество
- плавучесть.
В нашей стране первые самодельные снегоходы на пневмокамерах низкого
давления появились в начале 60-х годов. Это были лыжно-колесные
мотоциклы с ходовой системой, выполненной по формуле 1Л+-2К2 (Л - лыжа, К
- колесо, первая цифра - общее число ходовых органов данного вида,
вторая - число ведущих ходовых органов). Описание одного из таких
вездеходов конструкции В. Лаухина было опубликовано в журнале
«Моделист-конструктор» и послужило толчком не только к массовому
строительству таких машин самодеятельными конструкторами, но и созданию
промышленного образца, осваиваемого заводом «Башсельмаш».
В конце 70-х - начале 80-х годов энтузиасты техники на пневматиках
низкого давления создают в основном вездеходные мотоциклы и мотоколяски,
среди которых уместно отметить конструкцию Н. Сыча с формулой 3К2. Но
появляются и микроавтомобили - например, машина А. Громова с ходовой
системой типа 4К4.
В первой половине 80-х годов конструируются и самодельные
микроавтомобили-амфибии, снабженные ходовыми системами 6К4 и 6К6
(конструкторы В. Бажуков, Г. Видякин, А. Доценко и др.), а к концу 80-х
строит свой микроавтомобиль-амфибию 4К4 В. Ильин.
Во второй же половине 80-х годов появились и самодельные
микроавтобусы на пневматиках низкого давления (разработчики Г. Завьялов,
В. Хорьковский и В. Ряго).
Это только часть большого документа с чертежами и
таблицами, составленного В. Шалягиным, кандидатом технических наук.
Полную версию документа можете посмотреть здесь
Источник: Pnevmohod.ru