«ЧЗ» стал вторым крупным чехословацким оружейным заводом, который перешел на производство мотоциклов. Оно началось в 1930 году с небольшой партии мотовелосипедов. Двигатель, установленный на переднем колесе, применяли многие фирмы, и все они со временем отказались от такой схемы, имевшей целый ряд существенных недостатков. Не стал исключением и «ЧЗ», освоивший в 1932 году производство традиционной модели мотовелосипеда. Двухтактный двигатель рабочим объемом 76 см.куб. занял свое обычное место в нижнем углу рамы. Последовательно наращивая гамму моделей, завод в 1933 году выпустил модель с двигателем рабочим объемом 100 куб.см., а еще через год – мотоцикл со 175-кубовым одноцилиндровым двухтактным двигателем на двойной штампованной раме. Резервы конструкции позволили создать в 1936 году вариант мотоцикла с 250-кубовым двигателем, в 1938 – одноцилиндровый 350-кубовый и самый мощный среди них двухцилиндровый 500-кубовый. Уже накануне войны в 1939 году удалось создать легкий мотоцикл с трубчатой рамой и со 125-кубовым двигателем, заложившим основу послевоенного производства фирмы. После войны выпуск и последовательная модернизация этой модели были продолжены, но в целом конструкция была уже явно устаревшей. В 1954 году на «ЧЗ» было развернуто производство нескольких моделей мотоциклов, спроектированных на заводе «Ява» с учетом унификации продукции. Самостоятельно «ЧЗ» продолжал выпускать превосходные гоночные мотоциклы с одноцилиндровыми четырехтактными моторами сначала с одним, а потом и с двумя верхними распределительными валами. В 1957 году завод начал серийное производство оригинальной модели мотороллера «Cezeta» с несущим кузовом, которая экспортировалась в СССР и представлена в экспозиции нашего музея. Технические характеристики: Мотороллер «Cezeta 501» 1957 г. Двигатель: одноцилиндровым двухтактным Рабочий объем 171,7 см.куб Мощность 8 л.с. Масса 141 кг Максимальная скорость 80 км\час.
|