Меню сайта
Наше сообщество
Категории раздела
Иж-планета [13] |
Модели мотоциклов Иж [22] |
Полезные Статьи [14] |
Тюнинг [44] |
Двигатель [40] |
Электрика [14] |
Ходовая [3] |
Поиск
Главная » Статьи » Иж » Двигатель | [ Добавить статью ] |
Конструктор-сцепленщик и «Юпитеровское» сцепление
На родном заводе я работаю конструктором по сцеплениям и их приводам. Так что мне, видимо, на роду написано сражаться с этими агрегатами вечно… Но это присказка. В статье «Мой верный «водяной» «Юпитер»» я уже писал, что проблемы со сцеплением у моего мотоцикла были смолоду. И регулировочный винт я «поджимал», и диски шлифовал. Но езжу. И вот снова боевому «Ижу» стало скучно, захотелось, чтобы хозяин брюхо почесал… Еду себе как-то на дачу (мотокросс по обочине в объезд многокилометрового «хвоста» перед переездом) и вдруг сцепление «пропадает». Что за ерунда?! Останавливаюсь, снимаю правую крышку, а там… Шток-«гвоздь» почему-то начал вращаться, от трения о рычаг полуавтомата разогрелся, сжёг середину резинового колпачка (образовалась неровная дыра миллиметров 7 в диаметре). Да ещё вращающийся шток немного подносил рычаг полуавтомата… Напихал я в отверстие штока остатков графитной смазки от цепи, отрегулировал, доехал до дачи. Вытащил штоки, шарик, осмотрел и выпал в осадок. Шарик износился и перестал быть круглым, а длинный шток сварился с регулировочным винтом! Заводская конструкция штоков показана на первом рисунке. (Для наглядности все рисунки помещены ниже, в одном месте). Разломил, подчистил торцы, заменил шарик и на всякий случай поставил второй шарик между регулировочным винтом и длинным штоком (второй рисунок). Запасного колпачка гайки звёздочки не было, поэтому временно подложил под старый втулку из губчатой резины, смазал штоки и шарики консистентной смазкой – импортным аналогом нашей ШРУС-4. Пару запасных шариков положил в дежурную коробочку с крепежом – запас карман не тянет. Но недолго музыка играла… Спустя около 1000 км полез менять потёкшую манжету вторичного вала КП. Поменял, поставил на гайку новый колпачок, сую шток-«гвоздь», а он проваливается! Ощущение, что вся цепочка укоротилась миллиметров на 15! Мистика! Выворачиваю регулировочный винт, а у него отломился тонкий «хвост»! И чего бы ему было не отломиться, если он всего 4 мм в диаметре и на переходе в резьбовую часть никакой галтели не имеет? Кто этот злополучный винт проектировал?! И зачем ему вообще этот хвостовик? В центровке диска он всё равно не участвует, а вероятность перекоса нажимного диска только увеличивает. Да и у минских и ковровских мотоциклов никакого хвостовика там не было… Но ведь натура у моего «Ижа»: винт сломался, но обломок сразу не выпал, дотянула машина до дачи! Выругавшись, стал думать, как извлечь отломившийся хвостовик и упавший второй шарик из сцепления, куда они, естественно, и упали. Как не хотелось снимать левую крышку двигателя, а на «водяном» двигателе это вдвойне неприятно, поскольку крышку выворачивают шланги к водяному насосу, да ещё надо попасть поводком этого насоса в прорези звёздочки коленвала! Да ещё у меня стоит багажник, из-за которого глушитель снимать – тоже не сахар. Отвернул гайку и вынул одну из нажимных пружин. За конструкцию овального лючка конструктору огромное спасибо! С помощью сильного магнита (от большого старого динамика), 6-имиллиметрового стального стержня, проволочного крючка и пинцета обнаружил и «выудил» наружу шарик. А обломок винта-то в диаметре меньше, он глубже провалился в щель между фасонным нажимным диском и плоским! Но не на того напали! Долой аккумулятор, бензобак, мотоцикл на правый бок – чтобы обломок скатился во внутренний барабан сцепления. По очереди отвернул все нажимные пружины, увидел обломок и с помощью вышеупомянутых инструментов его вытащил. Фу-у! (На стоящем мотоцикле снимать все нажимные пружины нельзя – обломок выпадет из сцепления в полость моторной передачи и КП, потом точно придётся всё разбирать.) Поставил на место нажимные пружины. Когда ставил, обнаружил, что стопорные выступы на гайках износились, пришлось их «подновить», поставив гайки на стальную втулку с радиальной прорезью и «простучав» через отвёртку со стальным затыльником. Подчистил на наждаке торец оставшейся части регулировочного винта, поставил. Длинный шток сдвинул влево до упора в винт. А между двумя шариками поставил плунжер длиной 12 мм, сделанный из хвостовика от 6-миллиметрового сверла – у него твёрдость подходящая (третий рисунок). Нельзя упирать шарики непосредственно друг в друга – из-за радиального зазора они встанут «врасклин». Шарик должен касаться плоского торца, в котором он сам выработает себе углубление. Снова смазал консистентной смазкой, собрал, отрегулировал и теперь езжу. Больше, надеюсь, в этой группе деталей отказать нечему. Да, и ещё. Для регулировки привода сцепления я использую полый торцовый ключ "на 13" для регулировки стояночного тормоза "Москвича-2140". У этого ключа я отрезал рукоятку и привари, максимально приблизив к нерабочему торцу, чтобы не задевала за педаль переключения передач. Очень удобно просунуть через этот ключ отвёртку (кстати, шлиц винта мне пришлось расширить "болгаркой"), чтобы удерживать винт во время ослабления и затяжки контргайки. | |
Категория: Двигатель | Добавил: (18.12.2011) | |
Просмотров: 1139 | |