Мопед - 2-х или 3-х колесное средство передвижения с двигателем небольшого обьема (до 50 см³) и максимальной скоростью до 50 км/ч (согласно российским ПДД; в других странах могут быть другие определения).
Мопеды официально разделяют с мотоциклами в ПДД из-за того, что мопед, в отличие от мотоцикла, не требует государственной регистрации, техосмотра, страхования, прав для управления. Кроме того из-за малой скорости в ПДД прописано, что мопеды обязаны двигаться как можно ближе к правому краю дороги. За счет этих свойств, а так-же благодаря малой стоимости и небольшому расходу топлива, мопеды заслужили довольно большую популярность.
Типы мопедов:
Классический мопед
"Классические" мопеды имеют велосипедный педальный привод и цепную передачу на заднее колесо, муфту свободного хода и тормоз во втулке заднего колеса. Тормоз срабатывает, как и на велосипеде, вращением педалей в обратную сторону. Также заднее колесо оборудовано ведомой звёздочкой цепной передачи двигателя (без муфты свободного хода, жестко).
На одном валу с двигателем установлена ведущая звездочка. Валы звездочки и двигателя иногда разъединяются сцеплением - фрикционной муфтой. Сцепление выключается рычагом на левой ручке руля. Коробка передач отсутствует, иногда устанавливают редуктор. Правая ручка руля - ручка управления газом (она вращается и управляет дроссельной заслонкой карбюратора). Кроме того, правая ручка руля снабжена рычагом переднего тормоза.
Двигатель запускается обычно после набора скорости мопедом посредством велосепедного педального привода. Когда мопед немного разогнан, нужно плавно отпустить сцепление, чтобы начал вращаться вал двигателя. Так, как отсутствует коробка передач, то на крутых подъёмах и сложных участках дороги возможно прийдется помогать двигателю вращением педалей.
При остановках на небольшое время нет необходимости глушить двигатель - можно просто выжать сцепление, тогда и тронуться можно с помощью двигателя, плавно отпустив сцепление. Такая простая схема работы была и на самых первых мотоциклах.
Из-за отсутствия переключения передач и управление скоростью только одной ручкой газа, мопеды с такой конструкцией называют "газовыми". Также их называют мотовелосипедами (хотя слово мопед образовалось от мотоцикл и велосипед), т.к. конструкция современных мопедов намного сложней.
Существуют и так называемые мофы (Motor-Fahrrad нем.) - у них конструктивно ограниченна скорость до 25 км/ч.
Эти мопеды появились после введения в Европе прав на управление другими мопедами.
Мотовелосипед, несмотря на наличие педалей и свое название, плохо годится для езды без мотора, так как он:
- намного тяжелее обычного велосипеда;
- его сиденье приспособлено для езды с мотором (оно шире и ниже расположено);
- имеет низкое передаточное отношение цепной передачи от педалей на колесо, чтобы было просто трогаться с помощью педалей для последующего пуска двигателя.
К этому классу моедов можно отнести и "велосипеды с подвесными двигателями", которые переделываются из обычных велосипедов. Для этого существуют специальные комплекты. Переделанные из велосипедов мопеды сохраняют возможность передвигаться в режиме велосипеда (хоть и немного сложнее из-за увеличения веса велосипеда примерно на 10 кг и необходимости прокручивать и моторную цепь с диском сцепления).
Мопед с педалями и коробкой передач
Следущее поколение мопедов - это мотовелосипед с коробкой передач. Такая конструкция значительно улучшает ходовые качества. Переключение передач у таких мопедов обычно осуществляется поворотом левой ручки руля при нажатии рычага сцепления.
Мокик
Мокик - технически мало чем отличается от обычного мотоцикла. Он имеет коробку передач и у него отсутствует педальный привод. Изначально слово мокик связано с запуском двигателя кик-стартером. Сейчас существуют мокики с и электростартером. Передачи переключаются либо ножным рычагом слева, либо левой ручкой.