УСТРАНЕНИЕ ПЕРЕРАСХОДА ТОПЛИВА
нормальный расход топлива
Нормы расхода топлива мотоциклами на 100 км пути в л (по данным заводских инструкций):
Мотоцикл К1Б в городских условиях при скорости движения 20 км/час................2
» К1Б на шоссе при скорости движения 30 км/час........................2,4
» М1А, К-125 по асфальтированному шоссе при скорости 40 км/час..........2,4
» ИЖ-350, ИЖ-49 по асфальтированному шоссе при скорости 50 км/час не более 4,5
» М-72 (без коляски) по асфальтированному шоссе при скорости 50 — 60 км/час 4,5
» М-72 (с коляской) по асфальтированному шоссе при скорости 50 — 60 км/час 7,0
» БМВ-Р-35 по асфальтированному шоссе при скорости 50 — 60 км/час .... 4,7
» АВО-425 при скорости 70 км/час . . . 3,0
Приведенные величины расхода топлива даны для вполне исправных мотоциклов и при движении по гладким дорогам с экономической скоростью.
Отклонения величины расхода топлива от нормы в пределах 15% не является признаком неисправности мотоцикла.
Расход топлива практически достаточно точно можег быть измерен с помощью тарированного бензоизмеригельного стержня на участке шоссе между километровыми знаками или с помощью спидометра.
Стержень-указатель количества бензина можно протарировать следующим образом: в пустой бак влить одну литровую бутылку бензина; стержнем определить уровень бензина в баке и сделать на стержне соответствующую отметку. Затем влить в бак вторую бутылку бензина, третью и т. д., каждый раз измеряя уровень и соответственно размечая стержень-указатель.
Более совершенный способ контроля расхода топлива в баке, очень удобный для водителя, осуществляется с помощью бензиномера конструкции инж. В. Д. Терентьева (фиг. 21).
Бензиномер представляет собой трубу 3, вертикально размещенную в баке 6 мотоцикла. В верхней части трубы в круглой коробке под стеклом находятся стрелка 2 и циферблат. Поплавок 5 внутри трубы может всплывать, а от вращения удерживается двумя припаянными к нему направляющими штифтами 1, входящими в вертикальные пазы трубы. Сквозь прямоугольное отверстие в поплавке проходит вертикальная ось 4 прямоугольного сечения, причем ось закручена. Шаг закручивания равен длине оси. Нижний круглый конец оси может вращаться в дне трубы, верхний конец проходит сквозь отверстие в циферблате и имеет на конце стрелку.
При всплывании поплавок, скользя вдоль оси, повертывает ее и стрелку, которая указывает количество бензина в баке. Циферблат тарируют так же, как бензоизмерительный стержень.
Неисправности в мотоцикле могут вызвать очень большой перерасход бензина, который не сразу будет обнаружен. Поэтому в баке мотоцикла всегда должен быть запас бензина для того, чтобы мотоцикл постоянно был готов к выезду и внезапно не останавливался в пути. Заботиться об этом — одна из основных обязанностей водителя.
ПРИЧИНЫ ПЕРЕРАСХОДА ТОПЛИВА
Расход топлива сильно возрастает от:
1) внешних причин — большого веса перевозимого груза, движения с большой скоростью, встречного ветра, езды на низших передачах, езды по песку, глине, рыхлому снегу и т. п.;
2) причин, вызывающих плохой накат;
3) потери топлива вследствие течи бензобака, бензопроводов, карбюратора;
4) применения плохого топлива, склонного к детонации;
5) регулировочных неполадок — позднего или чрезмерно раннего зажигания, богатой или бедной смеси, больших чисел оборотов коленчатого вала двигателя на холостом ходу, неточно установленных зазоров в приводе клапанов;
6) неисправностей в самом двигателе — слабой компрессии, большого слоя нагара на поршне и головке цилиндра.
Для уменьшения расхода топлива до нормы при перевозке тяжелого груза увеличивают давление в шинах, так как при смятии шины не только непоправимо портится покрышка, но и увеличивается сопротивление качению.
Движение с большой скоростью, а тем более с максимальной увеличивает расход топлива из-за работы двигателя на высоких числах оборотов коленчатого вала и большой затраты мощности на преодоление увеличивающегося сопротивления воздуха.
Движение на прямой передаче с минимальной скоростью, когда становятся возможными рывки в трансмиссии, неэкономично вследствие большого запаздывания конца впуска и других особенностей газораспределения современного быстроходного мотоциклетного двигателя. Каждый мотоцикл имеет наиболее экономичную скорость движения, при которой расход топлива наименьший.
При движении по проселочным дорогам следят за тем, чтобы выбор передачи соответствовал преодолеваемому сопротивлению, т. е. подбирают для двигателя средний режим оборотов между работой, когда ощущаются толчки в трансмиссии, и работой двигателя как бы вхолостую — без нагрузки.
При движении по песку, глине, рыхлому снегу и т. п. так сочетают инерцию мотоцикла, выбор передачи и управление дросселем, чтобы ни в коем случае не допустить остановки.
Для преодоления подъемов используют разгон мотоцикла. На спусках максимально используют накат, причем двигатель останавливают или он работает с минимальным числом оборотов коленчатого вала на холостом ходу.
Причины плохого наката должны быть устранены и легкость движения мотоцикла накатом восстановлена.
Для устранения течи из резьбовых соединений используют прокладки из фибры или временно из кожи. Резьбовые соединения и прокладки, особенно при установке их заново, рекомендуется смазывать мылом. Вследствие известной бензостойкости мыла при его применении не требуется тугой затяжки резьбовых соединений, от которой они повреждаются.
Павлов, Гинцбург.
|