Пятница, 26.04.2024, 13:23
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Наше сообщество
Поиск
Главная » Статьи » Урал и Днепр » Полезные Статьи [ Добавить статью ]

История завода мотоциклов "Урал"

В 2011-м году знаменитый Ирбитский мотоциклетный завод («Уралмото») отметит свое 70-летие. За эти годы было выпущено более трех миллионов мотоциклов «Урал» – единственной модели отечественной мотоциклетной промышленности, получившей признание за рубежом. «Урал» был и остается поистине легендарным мотоциклом, интерес к которому не иссякает и по сей день.
Начиналось все в самом конце 30-х годов, когда возникла необходимость в создании мотоциклов для Советских Вооруженных Сил. После сравнения нескольких моделей зарубежного производства было принято решение остановиться на мотоцикле БМВ R71, состоящем на вооружении немецкой армии. К реализации планов по выпуску нового отечественного мотоцикла М-72 привлекли специалистов Московского мотоциклетного завода (ММЗ), в результате чего появился практически полный аналог БМВ R71. Модель оснастили двухцилиндровым двигателем объемом 750 куб. см мощностью 22 л. с., весил мотоцикл с коляской 380 кг и разгонялся до 85 км/час.
Надо сказать, что мотоцикл М-72 создавался общими усилиями: конструкторское бюро ЗИСа занималось документацией на двигатель, инженеры автомобильного завода АЗЛК – документацией на коробку передач, коляски поставлял ГАЗ, и пр. Опытные образцы мотоцикла были представлены весной 1941-го года, после чего было принято постановление о запуске модели в массовое производство.
С началом Отечественной войны разработка и выпуск мотоциклов активизировались, однако после того, как Москва оказалась на осадном положении, Московский мотоциклетный завод, а также цеха по производству мотоциклов ЗИСа и КИМа, срочно перевезли в г. Ирбит Свердловской области, куда отправились и специалисты из разных городов. Ирбитский мотоциклетный завод (ИМЗ) разместился на месте бывшего пивоваренного завода, в наследство от которого осталось весьма скромное производственное оснащение. Положение осложняло и то, что помещения пивзавода оказались непригодны для производства мотоциклов, а расстояние от завода до железнодорожной станции, куда привозили комплектующие, составляло целых 4 км. Однако, ценой неимоверных усилий, в феврале 1942-го года с конвейера ИМЗ сошла первая партия мотоциклов М-72. Несмотря на то что после разгрома немцев под Москвой стало возможным возвращение специалистов и оборудования в столицу, Совнарком принял решение оставить завод в городе Ирбите и поручил предприятию выпускать 15 тысяч мотоциклов в год. Этот план удалось реализовать только после войны, а в 1943-м году на фронт была отправлена первая колонна из более ста мотоциклов М-72.
После окончания войны на заводе мотоциклов в Ирбите начали внедрять в жизнь план генерального развития, который включал в себя, в частности, строительство новых цехов и улучшение технического оснащения завода. Все это поспособствовало тому, что в 1950-м году был выпущен 30-тысячный мотоцикл, и в эти же годы завод начал активно поставлять продукцию для нужд народного хозяйства. В 1953-м году мотоциклы тяжелого класса появились в массовой продаже и одновременно начали отправляться на экспорт в страны Восточной Европы, которые закупали мотоциклы с коляской для нужд полиции и армии. В 60-х годах, помимо мотоцикла М-72, были выпущены и другие модели – мотоциклы М-52 и M-61. Дорожный мотоцикл Урал М-52 был оснащен четырехтактным двухцилиндровым двигателем объемом 500 куб. см и мощностью 24 л. с. Мотоцикл развивал скорость 110 км/час и был предназначен, скорее, для скоростной езды по асфальту, хотя наибольший спрос сохранялся на модели с внедорожными характеристиками. Конструкторы завода учли это при выпуске следующей модели – M-61. Мотоцикл Урал M-61 был выполнен на той же ходовой части, что М-72 и М-52, но эта модель с двигателем объемом 650 куб. см и мощностью 28 л. с. уже больше подходила для езды по сельским дорогам.
В 1966-м году Ирбитский завод отметил свое 25-летие, а через год был выпущен полумиллионный мотоцикл «Урал» с коляской. Перед предприятием была поставлена задача выпускать 200 тысяч мотоциклов в год, и с этой целью на заводе началась реконструкция. Миллионный мотоцикл сошел с конвейера в 1975-м году, а еще через десять лет был выпущен двухмиллионный мотоцикл, что стало наиболее значимым событием в истории завода. «Двухмиллионником» стал серийный дорожный мотоцикл с коляской марки М-67-36, оснащенный двигателем объемом 650 куб. см мощностью 36 л. с., который разгонялся до 105 км/час. Свой полувековой юбилей завод отметил в 1991-м году (в это же время ИМЗ сменил название на «Уралмото»), а спустя два года с конвейера сошел трехмиллионный мотоцикл «Урал».
Экономический кризис 90-х годов поставил существование предприятия под угрозу – выпуск мотоциклов катастрофически сократился, и завод оказался перед угрозой банкротства. Примечателен тот факт, что именно в сложное для завода время появились такие популярные мотоциклы, как Урал «Вояж» и флагманская модель Урал «Волк». Тяжелый дорожный мотоцикл Урал «Волк», сошедший с конвейера в 1999-м году, стал излюбленной моделью российских байкеров. Мотоцикл укомплектован двигателем объемом 745 куб. см мощностью 45 л. с. и разгоняется до 152 км/ч. Благодаря необычному дизайну и ходовым характеристикам чоппер Урал «Волк» по праву возглавляет рейтинг самых удачных моделей завода. Что касается мотоцикла Урал «Вояж», появившегося чуть раньше (в 1996-м году), то эта модель имела более скромные характеристики: двигатель объемом 650 куб. см мощностью 36 л. с., позволяющий развивать скорость до 120 км/час. С конвейера завода мотоциклов «Урал» сошли и другие модели: армейская версия мотоцикла Урал Gear-Up с камуфляжной расцветкой, патрульный мотоцикл Урал «Соло-ДПС» с ветровым щитком, сиреной и сигнальными фарами и тяжелый мотоцикл для перевозки грузов Урал «Геркулес».
В современной модельной линейке представлены мотоциклы-одиночки, мотоциклы Урал с коляской и модели с приводом колеса коляски. Все мотоциклы оснащены двухцилиндровым четырехтактным оппозитным двигателем объемом 745 куб. см мощностью 45 л. с. В каталог продукции завода включены мотоциклы Урал «Турист» и «Турист 2WD», дорожные мотоциклы-одиночки Урал «Соло» и Урал «Волк», мотоциклы с коляской Gear-Up и Урал «Ретро», а также уже упомянутый патрульный Урал для ДПС. Урал «Турист» – один из лучших образцов туристических мотоциклов для дальних поездок, в том числе и по бездорожью, разгоняющийся до 120 км/ч. Модель Турист 2WD стала полноприводной версией этого мотоцикла с дополнительным приводом на колесо коляски. Мотоцикл Урал «Соло» является довольно мощным одиночным байком с классической посадкой и низким прямым рулем, развивающий максимальную скорость в 150 км/час. Этот недорогой мотоцикл входит в число самых популярных моделей завода мотоциклов «Урал» и отлично подходит для большого города. Модель Урал «Ретро» выполнена в стилистике 40-50-х годов, хотя сегодня этот мотоцикл с сидением из черной кожи и велюровой обивкой коляски смотрится более чем современно и стильно. В 2007-м году был выпущен мотоцикл Урал «Пустыня» с рычажной передней вилкой и микропроцессорной системой зажигания, предназначенный для езды по песку, и модель Урал «Вьюга» с приводной коляской для эксплуатации в зимний период.
В настоящее время мотоциклы «Урал» производятся небольшими партиями и идут преимущественно на экспорт в страны Северной и Южной Африки, Новую Зеландию, Австралию и Китай. Наибольшей популярностью пользуются мотоциклы Урал с коляской и знаменитый уральский «Волк», который высоко оценили даже на родине чопперов в США. Однако самые преданные поклонники легендарных мотоциклов Ирбитского завода не за океаном, а здесь, в России, и для многих из них «Урал» по-прежнему считается уникальным и единственным в своем роде.

rus-moto.ucoz.net
Категория: Полезные Статьи | Добавил: (24.02.2012)
Просмотров:
882
| Теги: история, урал, завода