Меню сайта
Наше сообщество
Категории раздела
Тюнинг [30] |
Двигатель [85] |
Элетрика [20] |
Ходовая [6] |
Модели мотоциклов Урал И Днепр [10] |
Полезные Статьи [27] |
Поиск
Главная » Статьи » Урал и Днепр » Двигатель | [ Добавить статью ] |
Ремонт двигателя Днепр (МТ и К750М) - Часть 1
Цилиндро-поршневая группа, коленвал. При разборке двигателя, как и других механизмов (частичной или полной), рекомендуется помечать детали, чтобы после проверки годные и мало изношенные установить на свои места. В мотоциклетном двигателе к числу быстро изнашивающихся деталей относятся поршневые кольца. Их делают из специального чугуна. Маслосъемные кольца двигателей всех мотоциклов "Днепр" и "Урал" взаимозамеляемы, высота кольца 5(-0,015) мм. Компрессионные кольца не взаимозаменяемы: кольцо 7201217-01(К750М) имеет высоту 3(-0,010/-0,022)мм, а 6101217 (МТ) - 2,5(0,010/-0,022)мм. Обозначения и размеры поршневых колец приведены в табл. 1. Признаки выхода из строя колец - дымление из глушителей, повышенный расход масла (более 300 гр. на 100 километров), снижение компрессии, нарушение работы системы вентиляции (возможен повышенный выброс масла через трубку сапуна). В этом случае надо снять головки цилиндров, после чего проверить состояние деталей поршневой группы.
При износе колец зазор в их замках увеличивается. Предельно допустимым считается 3-миллиметровый. Чтобы измерить его, кольца снимают с поршня, пометив их расположение. Затем кольцо вставляют в цилиндр, выравнивают поршнем его положение и измеряют щупом зазор в замке.
Изношенные заменяют в первый раз кольцами нормального размера, а потом, когда износится цилиндр и его расточат, ставят кольца и поршень ремонтного размера. Новое кольцо перед установкой вставляют в цилиндр и проверяют зазор в замке, который должен находиться в пределах от 0,2 до 0,6 мм. Перед установкой цилиндра на место смазывают его зеркало и юбку поршня моторным маслом, разводят кольца так, чтобы их стыки были расположены под углом 120 градусов один к другому. При надевании цилиндра на поршень кольца сжимают хомутом, который можно изготовить из жести. Признаком износа поршня является глухой металлический стук в области цилиндра, особенно заметный после пуска холодного двигателя. Правый и левый поршни в обоих двигателях одинаковы, отлиты из жаропрочного алюминиевого сплава КС-245. Юбка по поперечному сечению имеет овальную, а по продольному - коническую форму. В двигателе МТ ось отверстия под поршневой палец смещена от плоскости симметрии на 1,5 мм. Для правильной установки поршня в цилиндр на его днище набита стрелка, которая при монтаже должна быть обращена вперед, то есть в сторону центрифуги. В этом случае при виде на двигатель МТ сзади палец в поршне правого цилиндра смещен вниз, а и поршне левого - вверх. Отверстия для поршневого пальца по диаметру разделяют на четыре группы (через 0,0025 мм) и маркируют краской на бобышке (табл. 2). По наружному диаметру (измеренному под маслосъемным кольцом) поршни сортируют через 0,01 мм на четыре группы. Размер группы поршня набивают на наружной стороне днища цифрами: "77,95", "77,96", "77,97", "77,98" для двигателя МТ и "77,93", "77,94", "77,95", "77,96" для К750М. Кроме того, поршни разделяют на группы по массе, которая совпадает с цветовым индексом отверстия под поршневой палец. Ориентировочно можно считать, что срок службы поршня равен времени износа в нем двух комплектов колец. У поршня изнашиваются канавки для колец (особенно верхнего), стенки отверстий под палец и юбка. Поршень нужно заменять, если зазор между зеркалом цилиндра и наибольшим диаметром юбки (в плоскости, перпендикулярной оси пальца, ниже канавки для маслосъемного кольца) превышает 0,25 мм. Зазор можно измерить щупом при нижнем расположении поршня в цилиндре. Если поршень в норме, а износились только канавки верхних, компрессионных колец (торцевой зазор более 0,15 мм) - можно установить на двигатель МТ кольцо от двигателя К750М, предварительно прошлифовав его по высоте с учетом обеспечения торцевого зазора в пределах 0,04-0,07 мм для верхнего кольца и 0,025-0,055 мм для нижнего. Обычно при первой замене поршней, когда цилиндры изношены еще мало, для уменьшения зазора между зеркалом и юбкой можно устанавливать "нормальный" поршень, но с большим диаметром юбки. Например, если диаметр цилиндра двигателя МТ группы "1" (78,01 - 78,00 мм) в процессе эксплуатации увеличился до 78,04-78,03 (что соответствует группе "4"), то стоящий в нем поршень "77,95" следует заменить поршнем с обозначением "77,98". В этом случае восстановится требуемый зазор 0,05- 0,07 мм. В двигателе К750 подбирают поршни с учетом обеспечения зазора 0,07--0,09 мм. Поршни подбирают не только по диаметру юбки, но и по массе с целью сохранить уравновешенность двигателя. Разница в весе поршней не должна превышать 4 г. Поршневой палец изготавливают из стали 12ХН3А, цементируют и подвергают термообработке до твердости НRС 56 - 63. Он свободно вращается в верхней головке шатуна с зазором 0,0045- 0,0095, но запрессован в бобышки поршня с натягом 0,0045-0,095 мм. По наружному диаметру пальцы разделяют на четыре группы через 0,0025 мм и маркируют краской на внутренней поверхности (см. табл. 2). Зазоры более 0,01 мм в соединении пальца с поршнем и более 0,03 мм в соединении пальца с шатуном могут вызывать при перемене режима работы двигателя отчетливые резкие стуки и интенсивный износ деталей. Чтобы устранить эти явления, следует заменить поршневой палец, соблюдая требуемую маркировку и посадку его в поршне и шатуне согласно табл. 2. При установке пальца поршень нагревают до 80-100 градусов в духовке или в кипящей воде. Перед сборкой палец слегка смазывают моторным маслом, затем совмещают отверстия в поршне и верхней головке шатуна и легкими ударами молотка через оправку забивают в них палец. Посадка смазанного поршневого пальца в верхнюю головку шатуна считается нормальной, когда он легко входит в отверстие, но не выпадает, если расположить его ось вертикально. Снимать палец можно, не нагревая поршень, но при этом надо пользоваться специальным приспособлением. Если его нет, можно нагреть днище поршня паяльной лампой через металлическнй лист и при помощи оправки, изготовленной из мягкого металла (медь или алюминий), выбить палец, как показано на рис. 1. Цилиндры у двигателя МТ одинаковые, взаимозаменяемые. Гильза отлита из специального чугуна и соединена в одно целое с рубашкой из алюминиевого сплава. Твердость гильзы НВ 207-255. Цилиндры К750М отлиты из специального чугуна, твердость их - НВ 207 - 255. Левый и правый не взаимозаменяемы, поскольку различаются положением впускных и выпускных клапанов. Цилиндры по внутреннему диаметру разделяют на четыре группы через 0,01 мм. Размер группы у МТ набивают в нижней части рубашки цилиндра (возле фланца, со стороны кожухов штанг цифрами "1", "2", "3" и "4", которым соответствуют диаметры 78,01-78,00; 78,02 -78,01; 78,03 - 78,02 и 78,04 - 78,03 мм. У К750М индекс группы набивают на плоскости клапанной коробки. Цилиндр подлежит замене или расточке под ближайший ремонтный размер поршня, если износ верхней части зеркала составляет 0,15-0,20 мм. Когда цилиндр становится конусным (вверху шире) и овальным, уже не удается восстановить нормальную компрессию установкой новых поршня н колец. Износ цилиндра определяют измерением его диаметра индикатором-нутромером в трех поясах, расположенных на расстояниях 15, 50 и 90 мм от верхнего торца цилиндра в плоскости качания шатуна и в плоскости, перпендикулярной к ней. Изношенный цилиндр растачивают и хонингуют под ремонтный диаметр поршней (увеличенный на 0,2 или 0,5 мм). После обработки овальность и конусность зеркала должна быть не более 0,015 мм, чистота обработки не ниже 9-го класса, биение посадочного торца относительно зеркала не более 0,05 мм, несоосность зеркала и наружной поверхности цилиндра, сопрягающейся с картером двигателя, не более 0,08 мм. Поршень подбирают так, чтобы монтажный зазор между наибольшим диаметром его юбки и цилиндром у МТ составлял 0.05-0,07 мм, у К750М - 0,07-0,09 мм. При установке нового поршня в цилиндр необходимо руководствоваться сведениями, приведенными в табл. 3. Шатун и его крышка у двигателя МТ отштампованы из стали 40Х, твердость - НВ 217-266: Нижние крышки шатунов не взаимозаменяемы, поэтому при сборке каждую надо ставить на свое место. При установке шатунов на коленчатый вал выступы в их средней части должны быть направлены наружу относительно средней щеки вала. В нижней головке есть вкладыши, которые взаимозаменяемы с шатунными вкладышами двигателя "Москвич-408". В верхнюю головку запрессована бронзовая втулка, изготовленная из ленты БрОЦС-4-4-2,5-ПТ-1,5. отверстие которой выполнено с большой точностью. По его диаметру шатуны делят на четыре группы (через 0.0025 мм) и маркируют у головки цветовым индексом (см. табл. 2). Шатуны в сборе разделяют по весу на семь групп (через 5 г.) и маркируют краской. Устанавливают на коленчатый вал шатуны с одноцветной маркировкой. Гайки шатунных болтов затягивают моментом 3,2-3,6 кгсм. Шплинт должен входить в отверстие болта туго. Нельзя использовать бывшие в употреблении шплинты. Возможные дефекты шатуна - износ втулки под поршневой палец, изгиб и скручивание тела шатуна. Диаметр втулки можно замерить индикаторным нутромером. Если зазор между втулкой и поршневым пальцем более 0,03 мм, втулку следует заменить (более подробная статья о замене верхней втулки шатуна будет опубликована позже). Для этого надо изготовить новую втулку из оловянистой бронзы БрОФ-10-1 или БрОЦС-4-4-2,5 и запрессовать ее с натягом 0,027-0,095 мм. Просверлить во втулке отверстие диаметром 2,5 мм для смазки поршневого пальца и развернуть разверткой до диаметра 21(+0,007/-0,003)мм. Снять с торцев втулки фаску 1x45°. Остается замерить действительный размер отверстия, замаркировать его в соответствии с табл. 2 и подобрать поршневой палец с соответствующей цветовой маркировкой. Искривление шатуна характеризуется относительным смещением осей отверстий верхней и нижней головок в вертикальной (изгиб) или горизонтальной (скручивание) плоскостях. Смещение осей допускается не более 0,04 мм на длина 100 мм. Межцентроное расстояние между осями у новых шатунов составляет 140(+0,1/-0,1) мм. Шатунные болты не должны иметь вмятин, следов вытяжки и срыва резьбы, трещин и других дефектов. Диаметр нижней головки шатуна измеряют при вложенных вкладышах н затянутых с усилием 3,2-3,5 кгс*м болтах крышки. Если зазоры в шатунных подшипниках не более 0,10 мм. а овальность и конусность шеек коленчатого вала не превышает 0,05 мм. можно не шлифовать шейки, а установить вкладыши нормального или уменьшенного на 0,05 мм размера (первый ремонтный). Коленчатый вал двигателя МТ отлит из высокопрочного чугуна ВЧ50-2 и термически обработан до твердости НВ 212-255. Номинальный диаметр его коренных шеек 45(+0,08/-0,08)мм, шатунных - 48(-0,025) мм. Годность коленчатого вала к дальнейшей эксплуатации определяется степенью износа шатунных шеек. Их диаметр измеряют микрометром в двух взаимно перпендикулярных плоскостях в двух местах на расстоянии 2,5 мм от галтелей, Расстояние между щеками шатунных шеек составляет 28,5(+0,14) мм, радиус галтелей 1,5 - 2,0 мм, чистота обработки не ниже 9-го класса. У нового двигателя зазор между шейкой и вкладышами составляет 0,025 - 0,085 мм. Признак износа шатунных шеек - появление глухих стуков в нижней части картера и понижение давления в системе смазки. При значительном износе шейки шлифуют до ближайшего ремонтного размера (табл. 4) и ставят соответствующие вкладыши. После обработки шеек все каналы, в том числе ловушки, надо очистить от стружки и несколько раз промыть под давлением. В результате шлифовки шатунные шейки должны удовлетворять следующим условиям: овальность и конусность не более 0,015 мм; непараллельность осей шатунных шеек осям коренных шеек - не более 0,02 мм на длине шейки. После проверки коленчатый вал собирают, обратив особое внимание на правильность монтажа шатунов, и устанавливают в картер двигателя, как показано на рис. 2. При правильной сборке вал должен легко вращаться в коренных подшипниках. О ремонте коленчатого вала двигателя К750М будет рассказано в отдельной статье. Таблица 1
Таблица 2
Таблица 3
Таблица 4
Последовательность утановки колен-вала в картер.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Категория: Двигатель | Добавил: (06.04.2012) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 2927 | |