Вторник, 16.04.2024, 19:51
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Наше сообщество
Категории раздела
Поиск
Главная » Статьи » Мопеды » Модели мопедов [ Добавить статью ]

САМОДЕЛЬНЫЙ СКЛАДНОЙ МОПЕД ИЗ ВЕЛОСИПЕДА


Не раз я уже пытался собрать простой удобный и малогабаритный мопед. Однако после постройки и испытаний нескольких таких машин с двигателем Д6 выяснились недостатки, стереотипно повторяющиеся на всех них: неудобная поза (особенно для рослых седоков), отсутствие вспомогательного педального привода, необходимость пуска, как говорят, «с толчка», маленький багажник... Конечно, все это как-то компенсировалось небольшими габаритами и малым весом машин.

После покупки складного велосипеда ММВЗ «Минск» появилась новая идея — установить на него двигатель Д6. Это сулило ряд преимуществ. Прежде всего у такого велосипеда достаточно удобная посадка; возможность в широких пределах регулировать положение седла и руля (как в расчете на ребенка, так и на взрослого).
А нормальный педальный привод и оптимально подобранное передаточное число передачи от двигателя к ведущему колесу позволяли гармонично сочетать мускульную силу и небольшую мощность Д6, получая хорошую динамику разгона и высокую максимальную скорость (до 50 км/ч), необходимую для движения в потоке машин. Велосипед к тому же имеет неплохой багажник, на котором можно перевозить самые различные грузы.
Разумеется, основной задачей была такая установка двигателя, которая ни в коем случае не препятствовала бы складыванию велосипеда. Отмечу, что в сложенном состоянии мопед имеет габаритные размеры, пожалуй, даже меньше, чем известные мопеды. Я перепробовал разные способы крепления двигателя: на багажнике, на передней вилке. Но, в конце концов, выбрал классическую компоновку: с двигателем под седлом.
Никаких сварочных работ на раме производить не потребовалось, пришлось сделать всего лишь несколько деталей, включая три простейших хомута. Отмечу, что в любой момент двигатель можно легко снять. Двигатель закреплен на основании, а оно, в свою очередь,— на раме. Основание сварено из листовой стали; в него входят стенка и два ребра жесткости, составляющие основу узла, а также хомуты для крепления основания к раме и бобышка-фиксатор для обеспечения правильной установки мотора на основании. Бобышка представляет собой распиленный вдоль отрезок трубы подходящего диаметра.
Стенка и ребра жесткости вырезаны из стального листа толщиной 3,5... 4 мм. Стенка сначала сгибается по пунктирным линиям развертки, после чего углы, указанные на чертеже, корректируются по месту — по мотору и раме. В основании делается прорезь для пропуска левой задней шпильки крепления Д6, которая заменяется на более длинную — 50 мм (из-за большого диаметра подседельной трубы велосипеда). По этой же причине штатная задняя правая шпилька крепления двигателя переносится на 15 мм вправо (для чего в картере сверлится отверстие и нарезается резьба М6).
Переходник крепится к раме хомутом с резиновой прокладкой (полоска резины от автокамеры), который стягивается болтом М8. Сверху основание крепится также хомутом и двумя болтами М8. И на шпильки двигателя надевается хомут, фиксируемый гайками М6. Глушитель штатный. Необходимо только немного разогнуть выхлопной патрубок (нагрев его в пламени паяльной лампы) с подгонкой по месту. Нижний конец глушителя крепится за ушко ограждения цепи (на каретке) через небольшую пластину, размеры которой подбираются по месту.
Ведомая звездочка (Z=22) — от спортивного велосипеда «Спутник». С такой зубчаткой велосипед устойчиво движется со скоростью от 15 до 50 км/ч, однако при трогании с места и разгоне седоку надо поработать и педалями. Крепление звездочки общепринятое: полукольцами к втулке заднего колеса велосипеда. Для защиты спиц и предотвращения соскакивания цепи между звездочкой и спицами вставлен диск из двухмиллиметрового стального листа.
Наружный диаметр его 140 мм, внутренний — по диаметру втулки. При монтаже цепной передачи может возникнуть необходимость несколько изогнуть наклонную трубу задней вилки. Для этого снимается колесо, велосипед кладется на подставки (деревянные бруски) и двумя-тремя ударами через деревянную проставку обеспечивается небольшой изгиб трубки, благодаря чему цепь не задевает за нее. Органы управления штатные, без переделок, расположены на руле. Топливный бак — типа «капелька»; однако можно использовать и другую подходящую емкость.
Подвешен бак на подседельной трубе. Для повышения безопасности езды велосипед оборудован дублированным ручным тормозом, действующим на переднее колесо. К штатному добавлен дополнительный, крепящийся с обратной стороны передней вилки удлиненной шпилькой. Оба тормоза управляются рычагом, расположенным на руле справа. Ходовая часть велосипеда не дорабатывалась, никаких усилений его конструкции не делалось. За 8 лет эксплуатации суммарный пробег составил более 10 тыс. км по асфальтовым и грунтовым дорогам, причем общая «нагрузка» достигала 140 км.
Разрушений элементов рамы и сварных швов при этом не наблюдалось. Изменения коснулись лишь шин. Поверх штатной покрышки была надета «авоська», вырезанная из старой покрышки: таким образом, на заднем колесе появился протектор с глубоким рисунком, что полезно при движении по грунту. Когда износ покрышек стал большим, на переднее и заднее колеса были надеты по две покрышки: вниз старая, сверху новая.
При этом улучшилась амортизация на неровностях. В заключение остается добавить, что велосипед использовался и в дальних поездках между городами, и в повседневной езде. Конструкция получилась очень «живучая» и надежная. Вот такой складной мопед я и предлагаю вниманию читателей. Уверен, он будет полезен многим, особенно начинающим, прежде всего из-за своей простоты и надежности. (Кстати, моя машина проще, чем у Панкова, который описал ее в «М-К» № 3 за 1985 год.)

(Автор: В. КОРОБОВСКИЙ, инженер, г. Красноярск)

 
 
 

Установка двигателя Д6 на складном велосипеде Минск : 1,2 —верхний узел крепления мотоустановки, 3, 4 — средний узел крепления мотоустановки (удлиненная резьбовая шпилька и хомут), 5 —основание двигателя, 6 прокладка (резина), 7— нижний узел крепления мотоустановки, 8 — пластина-переходник крепления глушителя.
 
 

Основание под двигатель Д6 для установки его на велосипед «Минск»: 1 — ушки верхнего узла крепления мотоустановки, 2 — ребра жесткости, 3 — хомут нижнего узла крепления мотоустановки, 4 — бобышка-фиксатор, 5 — стенка.
 
 

Хомуты крепления двигателя.
Категория: Модели мопедов | Добавил: (09.04.2012)
Просмотров:
5665
| Теги: складной, мопед, самодельный, из велосипеда