Суббота, 27.04.2024, 06:51
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Наше сообщество
Поиск
Главная » Статьи » Для начинающих » Советы для новичков [ Добавить статью ]

Если цепь сломалась в дороге


Если цепь сломалась в дороге!

Начнем с того, что надлежит иметь с собой в наборе инструментов. Как минимум, запасной кусок цепи (рис. 1).

запасной кусок цепи (рис. 1)

Но лучше отдельные ремонтные звенья (рис.2). Обратите внимание на положение выпресованной оси. В таком виде ремонтные звенья и куски цепи исключительно удобны при замене вышедших из строя.

ремонтное звено (рис.2)

Захватите и специальную наковальню - маленький стальной брусочек с одним сквозным и одним глухим отверстием (рис. 3).

наковальня (рис. 3)

Выколотка (рис. 4.) изготавливается из закаливаемой стали с последующей термообработкой, либо в сырую оправку запрессовывается подходящий по размерам ролик от игольчатого подшипника или любое другое твердое,  но не хрупкое жало.  Разумеется нужен молоток или топорик.

Выколотка (рис. 4.)

Определяем, где нужно разбирать цепь, чтобы заменить поврежденный участок (рис. 5).

поврежденный участок (рис. 5)

В любом случае, сколько бы звеньев не пришлось удалить, разомкнутую цепь следует привести в состояние, показанное на (рис. 6). Так же должна выглядеть цепь, подготовленная для заклепывания на мотоцикле без соединительного звена.

Укладываем наковальню  на твердый  массивный  предмет - крупный  булыжник,  бортовой  камень,  и т. д.  Нельзя считать твердым асфальт,  изделия из листового металла,  деревянный предметы.  На наковальню кладем цепь и наносим по оси сильный удар молотком. Выступающая  из  щечки  немного  расклепанная  ось  при  этом  должна полностью сравняться с плоскостью щечки (рис.7).  Некоторые мотоциклисты вместо этого спиливают выступающую   часть  оси  напильником  или  сошлифовывают  ее  наждаком.  В результате  ось становится непригодной к дальнейшему использованию.

Следующий удар  наносится  по  выколотке, приставленной к утопленной оси. Это ключевой момент всей работы. И точность удара во многом  зависит  от  размеров  наковальни  и,  главным  образом, выколотки. Ее жало входит в цепь на всю длину, выколотка упирается телом оправки в щечку цепи.  Выпресованная ось  остается в противоположной щечке  не  дойдя  своим  торцом  до ее  плоскости  0,5-1 мм (рис. 1). Наковальня, в свою очередь, позволяет оси выйти именно на необходимую величину (рис.8).

Теперь  разнимаем  цепь  руками,  немного  согнув  ее  в  поперечной  плоскости.  Тем  же  способом  выбиваем  вторую  ось и удаляем поврежденные звенья. Выступающая внутрь на 0,5-1 мм ось может помешать вставить на место ремонтное звено, но зато установив его, уже не придется наугад совмещать ось и отверстие во втулке. Можно смело наносить удар по оси и загонять ее на место.  Здесь поможет глухое отверстие в наковальне (рис. 9). Его дно вовремя остановит ось. Последняя операция расклепывание оси.  Для этого переворачи-
ваем цепь и наносим несколько ударов по торцу оси.

Для выпрессовки оси,  по  аналогии с описанным  выше  "культурным"  способом,  в дорожных условиях берем гайку М6,  кладем ее на большой камень, сверху укладываем цепь и начинаем долбить по оси другим булыжником.  Далеко не всякий камень может  утопить ось в щечке.  Но  не  беда.  Пробуйте  найти  молотообразный  предмет достаточной  твердости.  Им  может  оказаться  ось  колеса,  большой гаечный  ключ, боковой упор мотоцикла и т.п.

Осадив ось цепи,  надо начинать ее утапливать. Если есть гвоздь - вам повезло. Но не спешите приставлять его острием к цепи. Скорее всего,  лишь  согнете  его,  отобьете  пальцы  да  потеряете  ценный  инструмент.  Гвоздь прикладывается к оси шляпкой и удерживается пассатижами  в  горизонтальном  положении.  Нанося  удары  по  шляпке,  вы  деформируете  ее,  и  она  немного вдавливает ось внутрь цепи (рис. 10). Вместо гвоздя также подойдет небольшой винт или болт.

После того как ось утопили на  2 мм и она выйдет из верхней щечки цепи,  начинайте  сооружать  из  подручных материалов наковаль-
ню.  Это может быть большая гайка,  ось  колеса с круглой головкой и отверстием под выколотку,  корпус старой свечи зажигания и т.п.

От гвоздя,  спицы,  проволоки,  винта М4-М5  или другого стального тела диаметром  3-5 мм любым способом отделяется такой кусок, чтобы,  будучи зажатым в пассатижах,  он торчал бы из них на  11 мм  (рис. 11).  При помощи этой выколотки завершается выпрессовка оси.

В крайнем случае,  если нет  ничего  подходящего под рукой,  в качестве выколотки можно использовать замок цепи - удерживайте его пассатижами,  чтобы он не "прыгнул" в кусты.  А если соединительное звено единственное,  то желательно дополнительно застраховать его - подвязать ниткой или тонкой проволокой (рис. 12).

Альтернативный вариант - при  помощи  пассатижей и отвертки,  вставленной  между роликами цепи,  провернуть щечку  вокруг оси, после чего разъединить цепь.

Кстати,  вы совершите ошибку,  если полностью выбьете ось или снимите щечку.  Последствия неприятны:  они запрессовываются или напрессовываются с перекосом, так как их невозможно направить в "родное гнездо".  В результате вероятны задиры на поверхности оси и, как следствие, ослабление ее посадки в направляющем отверстии щечек (не говоря уж о том, что отобьете пальцы и проведете прорву времени в поисках улетевших после удара деталей).

Этим способом  можно разбирать и собирать цепи первичной передачи, в том числе двухрядные,  цепи механизмов газораспределения и т. д.

Размеры приведены для мотоцикла "Иж".

Журнал "МОТО"

Категория: Советы для новичков | Добавил: (17.03.2013)
Просмотров:
780
| Теги: в дороге, сломалась, Если, цепь