Среда, 24.04.2024, 05:02
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Самодельные снегоходы » Снегоходы с приводом на гусеницу [ Добавить статью ]

КАК СДЕЛАТЬ СНЕГОХОД ИЗ БЕНЗОПИЛЫ "УРАЛ"

На изготовление снегохода подвигла старенькая бензопила «Урал», которая уже давно лежала без дела в гараже по причине полного износа шины и цепи. Однако сам двигатель был в порядке—его я отремонтировал еще до «закладки» на хранение.

В исправности находился и редуктор. Вот оба этих механизма и решил использовать в снегоходе. В мыслях созрела и конструкция, а точнее—компоновка силового агрегата, и схема трансмиссии. По возможности подбирал и запасал другие детали и узлы: так, лыжи решил приспособить от детского снегоката, гусеницу—от старого снегохода «Буран».

Опираясь на размеры основных узлов и агрегатов, начал проектировать задуманную зимнюю машину. Хотя слово «проектировать»—это, наверное, в данном случае слишком громко сказано. Скорее это был процесс прикидки взаимного расположения механизмов, так как никаких чертежей и эскизов не выполнял.

Те же, что приведены в материале, сделал уже по готовой конструкции, чтобы представить снегоход читателям журнала, так как фотографии общего вида не дают полного представления о машине. Рассказ о конструкции снегохода начну с рамы.

Ее основу, как, впрочем, и гусеничного блока, составляют два сварных лонжерона. Средняя часть каждого из них выполнена из стального уголка 50x36 мм, а передняя и задняя части — из стальных пластин толщиной 2 мм с отогнутыми на 90° краями (для жесткости).

В каждой из этих пластин выполнены сквозные пазы-отверстия: в передней — под приводной вал гусеницы, а в задней—под ось направляющих (и одновременно натяжных) зубчатых колес гусеницы. При этом натяжные устройства смонтированы на обоих концах лонжеронов.

Переднее устройство служит для натяжения 2-й ступени цепной передачи и при этом обеспечивает еще и регулировку натяжения гусеницы в более широких пределах, чем если бы только один задний. Снизу к лонжеронам приварены через равные промежутки кронштейны—в их открытые с нижней стороны пазы вставляются оси опорных катков.

Сами катки располагаются на пяти осях (по три или четыре штуки), причем по краям—на каждой, а по середине—в шахматном порядке. Раз уж речь зашла об опорных катках, то здесь же отмечу, что всего их 18 штук и позаимствованы они от списанного картофельного сортировочного агрегата. Выполнены катки из капрона и еще «обуты» в резиновые шины.

Оси катков тоже взяты от сельскохозяйственного агрегата—только от другого— картофелекопалки. Концы осей пришлось отпустить, для того, чтобы их можно было проточить и нарезать здесь резьбу М10. Между катками на осях надеты дистанционные втулки из дюралюминиевой трубы подходящего диаметра.

Сами оси в кронштейнах закрепляются с каждой стороны гайкой и контргайкой. К этому можно добавить, что каждая ось дополнительно служит поперечиной рамы, удерживая лонжероны на определенном расстоянии друг от друга — ведь других фиксирующих элементов в средней и задней частях лонжеронов нет.

К каждому лонжерону приварены по три стойки из стального уголка 30x30 мм, соединенные такими же поперечинами. Две стойки и поперечина между ними образуют небольшой портал. Между передним и средним порталом с правой стороны сделана площадка из стального 2-мм листа — на ней впоследствии монтируются редуктор бензопилы и промежуточный вал цепной передачи.

Между средним и задним порталом устроен довольно большой ящик, крышка которого служит сиденьем, но о них расскажу позже. Передние концы лонжеронов приварены к поперечной балке (траверсе) переднего моста (правда, мост один, поскольку заднего попросту нет). Балка выполнена из стальной водопроводной трубы наружным диаметром 32 мм.

К ее концам приварены втулки рулевых лыж, а посередине—стойка, служащая моторным подрамником. И втулка, и стойки сделаны из такой же трубы, что и сама балка. Места соединений втулок и стойки с балкой усилены приваренными косынками из стального 2-мм листа. Как уже стало понятно из сказанного выше, движитель снегохода — гусеничный.

Гусеница, как было отмечено ранее, использована от старенького «Бурана», но укорочена на полметра и сшита отрезком транспортерной ленты. Зубчатые колеса гусеницы, как приводные, так и натяжные, изготовлены из капронового листа толщиной 15 мм. Выкроены они по «образцу и подобию» зубчатых колес от снегохода «Буран», одно из которых и было использовано в качестве шаблона.

Приводной вал гусеницы—трубчатый (наружный его диаметр 28 мм). На него надеты и приварены круглые фланцы с отверстиями — к ним и крепятся гусеничные приводные зубчатые колеса. По концам вала, в выходные отверстия трубы впрессованы и прихвачены сваркой полнотелые наконечники-цапфы, проточенные под подшипники 80204.

При этом правый наконечник немного длиннее левого. На удлинении выполнена шпоночная канавка для посадки здесь ведомой звездочки 2-й ступени цепной передачи (она же—приводная звездочка ведущего вала гусеницы). Закрепляется звездочка гайкой М14—для этого на самом конце наконечника проточена торцевая бобышка, на которой выполнена соответствующая резьба.

Натяжной вал гусеницы точно такой же, как и приводной, только оба его наконечника одинаковые (как левый приводного вала—без шпоночного паза и резьбы). Однако валом я его называю только за сходство с приводным, а по функции—это ось, поскольку через данный элемент не передается никакого крутящего момента.

Силовой агрегат—бензиновый мотор от пилы «Урал» вместе со своей рамой смонтирован на подмоторной стойке (на ней же вверху навешан и бензобак), приваренной к поперечной балке. Редуктор бензопилы развернут на 180° и закреплен на площадке, на которой установлен еще «ходоуменьшитель» (так у нас в кругу местных самодельщиков называют промежуточный вал) двухступенчатой цепной передачи, из которой, собственно, и состоит вся трансмиссия.

Ведомая звездочка 1-й ступени передачи (большая промежуточного вала) имеет 38 зубьев, а ведущая звездочка 2-й ступени (малая промежуточного вала)—10 зубьев. Цепи обеих ступеней одинаковые—такие же, как у мотоциклов «Минск» или «Восход» — с шагом 15,875 мм.

Рулевое управление состоит из опорно-рулевых лыж, рычаги которых соединены жесткими тягами с сошкой рулевого вала, то есть как на автомобиле. Сам же руль—мотоциклетного типа, двухрычажный. На нем близ правой рукоятки смонтирован и рычажок управления газом — манетка.

Тормозов у снегохода нет—останавливается он быстро и сам—за счет трения в трансмиссии и ходовой части. Мощность мотора небольшая (5 л.с), но тем не менее снегоход развивает скорость до 30 км/ч по накатанному снегу, да еще буксирует за собой лыжника или сани с грузом массой 70—80 кг.

При этом масса самого снегохода немногим больше 40 кг—поэтому его лучше назвать мотонартами — что будет точнее. Расход топлива при этом не превышает 1 л на 6 км, хотя обычно его хватает на 8 км. Немало груза умещается в ящике под сиденьем: там обычно находятся 5-литровая канистра с запасом бензина (объем штатного бака—2 л), комплект инструмента, топор и другое снаряжение.

При поездке в лес, на заготовку дров или лесоматериалов в багажнике везу пильную шину и редуктор—сам бензиномотор снимаю со снегохода и устанавливаю на пилу. Стенки ящика под сиденьем изготовлены из досок-двадцаток, а дно—из четырехслойной фанеры. Крышка ящика служит сиденьем. Она изготовлена из 6-мм фанеры, на которую наложено несколько слоев поролона, накрытых кожзаменителем.

К стенкам ящика крышка крепится на двух карточных петлях и фиксируется (запирается) оконным шпингалетом. Крышка-сиденье откидывается назад, а задняя дуга при этом служит ограничителем.

Двигатель неприхотлив и заводится довольно легко даже в 30-градусный мороз, а потому машина получилась по-настоящему зимняя. Хотя ездить на ней в такую стужу рискованно: легко и обморозиться—ведь мотонарты-то открытые.

(Автор: А.СТАРЦЕВ, п/о Монастырская Пашня, Архангельская обл).



Легкий снегоход из бензопилы «Урал»: 1 —руль; 2 — топливный бак (от бензопилы «Дружба»); 3—силовой агрегат (от бензопилы «Урал»); 4—втулка стойки рулевой лыжи (труба 030, 2 шт.); 5—рулевая лыжа (2 шт.); 6—приводное зубчатое колесо гусеницы (капрон, лист s1 5, 2 шт.); 7—гусеница (от снегохода «Буран», укороченная); 8—рама; 9—опорный каток (от картофельной сортировки, 18 шт.); 10—подкос спинки-ограничителя (труба 1/2); 11—натяжное устройство гусеницы (2 шт.); 12 — натяжное зубчатое колесо гусеницы (капрон, лист sl5, 2 шт.); 13—подшипник № 80204 в корпусе (4 шт.); 14—короб-багажник (дно—фанера s4, борта—доска s20); 15—сиденье (крышка—фанера s4, поролон, кожзаменитель); 16 — 1-я ступень цепной передачи; 17 — 2-я ступень цепной передачи; 18—спинка-ограничитель сиденья (труба 1/2") 19—ведомая звездочка 1-й цепной передачи (большая звездочка ходоуменьшителя—промежуточного вала), z = 38; 20—ведущая звездочка 2-й ступени цепной передачи (малая звездочка ходоуменьшителя), z = 10; 21 —ведомая звездочка 2-й ступени цепной передачи (приводная звездочка ведущего вала гусеницы), z = 18; 22—ведущая звездочка 1-й ступени цепной передачи (звездочка выходного вала редуктора), z = 12; 23 —рычаг поворотного кулака; 24—рулевая тяга (2 шт.); 25—рулевой вал с сошкой; 26—балка переднего моста (труба 030); 27—приводной вал гусеницы; 28 — натяжная ось гусеницы






Рама снегохода с гусеничным блоком: 1 — - задняя часть лонжерона (стальной лист s2, с отбортовками, 2 шт.); 2 — натяжное устройство (4 шт.); 3 — задний портал (уголок 30x30); 4—средняя часть лонжерона (уголок 50x63, 2 шт.); 5—кронштейн-вилка установки оси опорных катков (стальной лист s2, 10 шт.); 6 — средний портал (уголок 30x30): 7—площадка для крепления редуктора силового агрегата и промежуточного вала-ходоуменьшителя (стальной лист s2); 8 — косынки (стальной лист s2,4 шт.); 9— передний портал (уголок 30x30); 10—передняя составная часть лонжерона (стальной лист s2 с отбортовками); 11 — ось натяжных зубчатых колес; 12—-натяжное зубчатое колесо гусеницы (2 шт.); 13—ось опорных катков (сталь, круг 10, 5 шт.); 14—крепление оси (гайка М10 и пружинная шайба, 20 компл.); 15—дистанционная втулка (дюралюминиевая труба); 16 — каток (18 шт.); 17—подшипниковый узел (4 шт.); 18—приводное зубчатое колесо гусеницы (2 шт.); 19--приводной вал гусеницы; 20 — приводная звездочка ведущего вала (ведомая звездочка 2-й ступени цепной передачи), z = 18; 21 —втулка поворотного кулака рулевой лыжи (труба диаметром 30, 2 шт.); 22 — балка переднего моста (труба диаметром 30); 23 — косынки (4 шт.); 24 — подмоторная стойка (труба диаметром 30); 25 —бандаж катка (резиновое кольцо, 18 шт.)



Рулевая лыжа: 1 —полоз (капрон, лист s20, от детского снегоката); 2—пружина (нормально растянутая, от заднего амортизатора мопеда); 3—опорный подпятник пружины; 4 — подрез (дюралюминиевый уголок 20x20); 5 - - крышка пружины (уголок 35x35); 6— крепление пружины к крышке (болт М8 с шайбой); 7 — опорный рычаг (труба 30x30); 8 — проушина крепления стойки-вилки к рычагу лыжи (сталь, лист s2); 9— проушина крепления опорного рычага к лыже (сталь, лист s2); 10 —оси (болт М8, 2 шт.); 11—стойка поворотного кулака (велосипедная рулевая стойка с коронкой и частью вилки); 12—рулевая сошка (сталь, лист s4); 13— крепление рулевой сошки (тика М16); 14 — крепление подпятника пружины и проушины рычага к лыже (болт М5 с потайной головкой, 7 шт.); 15 —втулка рычага (стальная труба диаметром 30); 16— подшипник скольжения (капроновая втулка, 2 шт.); 17 — втулка стойки (стальная труба диаметром 30) На виде сверху детали 11, 12, 13 поворотного кулака условно не показаны



Приводной вал гусеницы (натяжной вал такой же, только поз.4 заменена на поз.1): 1—левый (по ходу) наконечник (сталь, круг 22); 2 — вал (сталь, труба 028x2); 3 — фланец крепления зубчатого колеса к валу (стальной лист s4, 2 шт.); 4—правый (по ходу) наконечник вала (сталь, круг 29); 5—зубчатое колесо привода гусеницы (2 шт.); 6—лонжерон рамы (2 шт.); 7 — крышка корпуса подшипника (сталь, 2 шт.); 8 — подшипник 80204 (2 шт.); 9— корпус подшипника (сталь, 2 шт); 10 — приводная звездочка вала; 11 —крепление звездочки на валу (гайка М12 с уширенной и пружинной шайбами; 12—шпонка (сталь 20); 13—уплотнение (фетр, 2 шт.); 14—крепление зубчатого колеса к фланцу вала (болт М8 с уширенной и пружинной шайбой, 8 компл.); 15—крепление корпуса подшипника к лонжерону (болт М6 с пружинной шайбой, 4 компл.)



Промежуточный вал в подшипниковой опоре: 1 — корпус подшипников; 2 — вал; 3 —подшипник 80204 (2 шт.); 4—сальник; 5 — большая звездочка z = 38; 6 — гайка М20 крепления большой звездочки с пружинной шайбой; 7 — сегментная шпонка; 8 — основание корпуса; 9—резьбовая крышка М60; 10—распорная втулка (2 шт.); 11 —малая звездочка z = 10; 12—гайка М14 крепления малой звездочки с пружинной шайбой

Категория: Снегоходы с приводом на гусеницу | Добавил: (21.12.2012)
Просмотров:
10229
| Теги: из бензопилы, как, урал, снегоход, сделать